Altay road trip, day four

On a fourth day we had a plan to visit a place with mushroom stones and drive back to the camp. Then pass through Katu-Jaryk pass and drive back to the Chuysky trakt making a few more stops to view local sights. It was going to be a very long day since the morning, so we were driving on Chulyshman river valley at 10AM already! Our great mood sponsor is Mistery – Breakbot.


The road was quite straight and flat but become a little bit windy just a few kilometers before we reached a camp nearby Stone mushrooms. In general, I think that any average car can make it.


Part one. “Akkurum: The Mushroom stones of Altay”

In order to get to the place, you have to cross Chulyshman river. You can make it on a boat as we did. Return ticket for a group of 5 people is just 200 rubles.

Then, you have to walk about 10 minutes through the valley untill you get to the hill

And then you have to hike for another 20-30 minutes depending on your level of fitness. We spent 15 minutes to make two thirds of the climb. The hill is quite steep and it can be a bit slippery after the heavy rains. An advice: follow the top left part of the hill untill you get onto a proper path. Don’t follow the crowd and do not climb straight to the top. Otherwise you’ll get tired and exhausted easily. Because of that, some of our team members quit and didn’t have a chance to see mushroom stones by themselves. It was quite scary for them to climb up, it was also scary to go down so they just sat down and started wimpering! 🙂


Middle part of the hill from where you can observe a very beautiful views of Chulyshman river valley


Not mushroom stones yet. We need to walk up further 10-15 minutes 🙂

Almost there. I took a few pictures with group of tourists intentionally, to show you the scale of mushroom stones. It looks similar to Putangirua Pinnacles nearby Wellington in New Zealand. However, the main difference is unlike Putangirua stones, Mushroom stones in Altay are a way solid.

Just a few more steps over a very narrow and slippery pathway. Watch your steps! It can be a little bit dangerous.

Mushroom stones are made of a very hard and solid mixture of stones, boulders and stone mud. I’m pretty sure if they were a little bit softer, they couldnt held such a massive boulders on top of them.

For sure, erosion of water, wind, snow and ice are destroying them slowly. The irony is, erosion has made them, erosion will finally kill them sometime.

We climbed up a little bit further, made a few pictures and started go back. Unfortunately, we didn’t have enough time and a proper gear to continue.

We went down via a safer path, so we had no issues this time.



On our back way to camp I made a few shots of road in the valley and also took pictures of Shulyshman rivers with group of rafters in it.



Part two. “Driving up through Katu-Jaryk pass”

I had seen a few groups of people leaving their cars and walking up on Katu-Jaryk pass early in the morning, when I was brushing my teeth. Last night it was heavy raining, making the pass a bit slippery for a front wheel drive cars.

By the afternoon, we had clear weather again, gravel road had dried out and the pass had become accessible for any vehicles, including bycicles


It was really sad to leave. Very beutiful, tough and memorable places. We will definitely come back again.

Part three. “Pazyryk burials”

According to the latest scientific research, people lived in Siberia 100,000 years ago. However, if we talk about latest periods, or atleast about few thousands years BC, Southern Siberia and Altay was inhabited by numerous amount of differen nomadic tribes, etnicities and nations. They were constantly migrating, replacing each other or assimilating. Perhaps, the climat was a way softer, as it is now. Perhaps, a close distance to the Silk rout was making this place attractive to people. Anyway, it is a fact that Altay has uncountable ancient artefacts, burials, petrogliphs and dolmens. We have been visiting one of these burials, opened by Soviet archeologists in 1940s, which is located just a few minutes driving of main road.

This burials in particular is famous because it includes a few “khan” burials, very precious for its scientific value and uniqueness of artifacts.

Despite the fact, that these burials was burglared in ancient times, archeologist were still able to discover at least “something” during their research made in 1929-1949. And this “something” includes: mummified bodies of tattoed man and woman, different dishes, unrealisticly beautiful and probably the oldest surviving pile carpet in the world, which is believed was made in Persia around 400BC.

All the findings from Pazyryk burials can be currently seen in Saint Petersburg’s Hermitage.

Part four. “Driving back to Chicketaman Pass”

We made just a few stops on our way to Ulagan Pass and Aktash village. The first one was nearby noname mountain lake and the second one – near Shirlak waterfall. I think everyone became overwhelmed by the amount of what we had seen and amotions we had.





Part five, final. “Chuy-Ozy. Merging of Katun and Chuya rivers”

Chuy-Ozy is a place nearby Chuyskiy tract, where a muddy Chuya river merges with clean, blue watered Katun river. It is a very sacral place for Altay people because it is closely related to a legend which is told to generation by generation. Actually as any place in Mountain Altay. Altay is a very beautiful place with its own legend most of them are basically real events from the past.







We stayed overnight on a river bank close to Chicketaman pass, sleeping in a tent. We set up our camp, dining table, chairs, started a fire and coocked a fish soup, we caught in a river nearby. We were talking and chatting, discussing what we had visited, enjoying our last night in Altay before going back to home.


To be continued! As I said, in the final part, I will tell what was our budget, how much we spent actually, list GPS coordinates and share some ideas we got after a trip which took 2500 kilometers.

Stay tuned. Get post excerpts, news and other perks not included in RSS, Feedly or somewhere else.

Join 189 other followers and receive monthly newsletter

Ivan Grigoryev's Blog
Living in New Zealand. Blogging about the country, beautiful places, everyday life.
Do a skydive - halfway completed; get 1400 - still working on; reach 300kph - completed by 96.6%

Другой Горный Алтай, день четвертый

На четвертый день нашего путешествия у нас в планах значилась небольшая поездка до каменных грибов и обратно до лагеря, подъём вверх на перевал Кату-Ярык и дорога назад до Чуйского тракта и далее до перевала Чике-Таман с посещением достопримечательностей по пути. День предстоял долгий, поэтому в 10 утра мы уже вовсю неслись по долине реки Чулышман! Спонсор нашего бодрого настроения: Mistery – Breakbot.



Дорога была вполне сносной и начала петлять уже только за несколько километров перед подъездом к турбазе Каменные грибы, а в остальном была вполне проходимой для неполноприводных автомобилей.




Часть первая. “Урочище Аккурум. Каменные грибы”

Чтобы попасть к достопримечательности Каменные Грибы, необходимо переплыть реку. За переправу на обе стороны в лодке с группы не более 5 человек берут по 200 рублей.


Далее нужно идти около 10 минут по долине до основания горы


И еще около 20-30 минут вверх в саму гору в зависимости от вашей физ подготовки. Лично у нас ушло ровно 15 минут на подъем до седловины – спасибо таймстэмпам в Exif данных на фотографиях, мне теперь не нужно греть голову и вспоминать точную величину времени. Подъем достаточно крутой, после дождя может быть очень скользко, так что нам временами приходилось держаться руками за камни и прочую траву. Совет: старайтесь придерживаться левого края холма до тех пор, пока не выйдете на протоптанную тропинку. Если пойти строго вверх за толпой, что мы и сделали, может быть очень круто. Некоторые наши участники (не будем показывать пальцем) сошли с дистанции и так и не увидели каменные грибы своими глазами: подниматься вверх слишком круто, спускаться тоже, сидеть ничего не делая страшно, ну натурально, садись и плачь! :)




Седловина, с которой открывается очень красивые виды на долину реки Чулышман




Еще не грибы. До грибов нужно идти чуть выше около 10-15 минут :)


Почти дошли. Специально сделал несколько кадров с туристами, чтобы можно было оценить масштабы каменных изваяний. Отдаленно напоминает Putangirua Pinnacles Новой Зеландии, однако, основное отличие заключается в том, что Каменные грибы натурально каменные, и в отличие от Новозеландских геологических формирований “сделаны” из куда более прочного материала.


Еще один подъем по очень узкой и скользкой тропинке. Семейная пара плотной комплекции выше каким-то чудом удержалась и не свалилась вниз по склону на спуске. Собственно, все как нас и предупреждали: подъем довольно серьезный.


Каменные грибы сделаны из очень плотного образования, на ощупь натурально напоминающего цемент вперемешку с речной (или все-таки морской?) галькой и булыжниками. Одно я знаю точно – будь они более мягкими, удержать подобные массивные “шляпки” было бы очень проблематично.


Безусловно, эррозия воды, ветра, снега и льда потихоньку делает свое дело. Собственно говоря, эррозия породила Каменные грибы, эррозия их когда-нибудь и убьет.


Мы забрались еще чуть повыше, пофотались и стали спускаться вниз. К сожалению, на что-то большее у нас не было ни времени, ни снаряжения.


Спуск, разумеется прошли по безопасной тропинке, так что обошлось без проишествий






На обратной дороге сделал несколько кадров дороги через ущелье, сфотографировал саму реку Чулышман и группу рафтеров, сплавляющихся вниз по течению






Часть вторая. “Подъем на перевал Кату-Ярык”

Еще утром, пока мы завтракали, умывались и собирали вещи, мы заметили как пассажиры некоторых авто выходили и поднимались по перевалу пешком – ночью был дождь и колеса груженых переднеприводных машин буксовали.


Ближе к обеду опять распогодилось, грунт подсох и перевал вновь стал доступен для всех желающих,
в том числе двухколесных




Уезжать было реально тоскливо. Очень красивые, в какой-то степени суровые и запоминающиеся места. Обязательно вернемся сюда снова.


Часть третья. “Пазырыкские курганы”

Если верить последним научным изысканиям, люди населяли Сибирь еще 100 тысяч лет назад. Если же говорить про более-менее вменяемые промежутки времени, скажем в несколько тысячелетий до нашей эры, то южная Сибирь, и в частности, современный Горный Алтай заселяло целое множество различных кочевых племен, этносов и народов, мигрирующих, сменяющих друг друга и ассимилирующихся между собой. Может быть климат был чуть более теплым, может быть сказывалась близость шелкового пути, но факт остается фактом – на Алтае находится просто немыслимое количество артефактов древности, захоронений (курганов), петроглифов и дольменов. В одно из таких захоронений, вскрытых советскими археологами еще в сороковых годах прошлого века мы и заехали по пути, свернув от дороги влево буквально на пару минут.


Конкретно это захоронение включает в себя несколько “царских” курганов, знаменитых своей огромной научной ценностью и уникальностью найденных артифактов.


Несмотря на то что курганы были разграблены еще в древности, во время археологических раскопок курганов с 1929 по 1949 годы были найдены: погребальные камеры с мумифицированными телами женщины и мужчины, тело которого было покрыто татуировками, предметы быта, невероятно красочный войлочный ковер с богатыми аппликациями, захоронение коней вместе со сбруей и упряжью, детали легких повозок, а также бесценный экспонат – самый древний в мире ворсовый ковер, происхождение которого некоторые археологи приписывают древней Персии.


Все экспонаты, найденные в курганах, сейчас хранятся в петербургском Эрмитаже.


Часть четвертая. “Дорога до перевала Чике-Таман”

Оставшиеся километры до Улаганского перевала и далее пролетели до поселка Акташ пролетели практически незаметно, остановившись всего несколько раз возле noname горного озера и водопада Ширлак. Кажется, нас уже стало попросту перекрывать от увиденного и от эмоций.










Часть пятая, заключительная. “Чуй-Оозы. Слияние рек Чуя и Катунь”

Чуй-Оозы это место около Чуйского тракта, где сливается мутноватая река Чуя и прозрачная голубая Катунь – сакральное для алтайцев место, связанное с легендой, которую передают из поколения в поколение, впрочем, как и любое место в Горном Алтае. Алтай не только красив, но и богат легендами, некоторые из которых по сути являются устными пересказами реальных событий древности.














На ночлег встали лагерем практически под перевалом Чике Таман. Поставили палатки, столик, стулья, соорудили костер, наварили ухи из свежепойманого хариуса и сидели практически до темноты, общаясь и анализируя увиденное; наслаждаясь последней ночью на Алтае под треск поленьев и полное отсутствие комаров.



Продолжение, следует! Как и обещал, в заключительной части расскажу про бюджет поездки, подобью GPS-координаты и поделюсь кое-какими мыслями по результатам всего мини-трипа длиной в две с половиной тысячи километров.

Удобный способ не пропустить новое в блоге. Подписывайтесь по Email, RSS или куда более модный Feedly!

На ежемесячную email рассылку подписаны 133 человек

МотоФотоПрограммист

Люблю писать разные статейки, интересные и не очень.

Иногда получаю за это бабло, разные призовые кубки и прочие ништяки.

Прыгнуть с парашютом - осуществил на 50%; приобрести 1400 - работаю над этим; осилить 300км/ч - осилил на 96.6%