Altay road trip, day two

I woke up in the morning with a slight headache. Looks like on yesterday I drank too much sparkling wine. Or I just got a road sick. Or may be it was mountain sickness? Anyway, by 10AM I drank a cup of tea, finished my breakfast and was ready for a new adventures prepared for us by my friend, a professional off-road driver, hunter and fisherman. Nothing to say we were so lucky with our guide and trip programme for the whole week! On the picture below you can see Chuya river nearby Belyy Boom. It is cold and very fast river with a bit muddy water.


Part one. “Undisclosed location”

We decided to start our day with driving up to the mountain with radar station on top. I was told we were going to unknown, hard-to-get and even a secret place. No wonder I was asked to not make any pictures of neither a station or its equipment. I hope, no need to explain why. So, we packed our staff back to the car, checked out of the place we stayed overnight, crossed Chuya river over the old wooden bridge and drove upon a hill towards mountain pass.

What I really enjoy in Mountain Altay is there are no moskitos, black flies, horse-flies at most of its part. You can walk, hike and do lots of activities without applying repellents on your skin and clothes. Does anyone have a logical explanation to this?

Typical taiga forest. Siberian fir, cedar, black currant, raspberry and honeysuckle bushes. We drove through the valley and then moved up to the top.

After 25 minutes driving on very steep gravel road we finally reached the summit. Here is our car. Turbo diesel, 4.2 Littres engine, 38 inches wheels. If you really interested in visiting mountain Altay, I will post my friend’s contact details here in this blog at the end of our trip.

If you drive down to the valley below, then, after having a two days journey, you will get to Kuray steppe. They say, you can get unforgettable experience by doing that. Well, hopefully one day we will do it.

Subalpine flora… Afar from here, there were grazing horses. We decided to drive a bit further to overlook valley and mountains from another side.

The summit was covered by bushy carpet of grass and lichen, very common for tundra and forest-tundra. Sharp stones stick out almost everywhere.

At some places there were stone debris. We are still thinking whether they were put there by humans or not.

Just a heap of rocks, covered with red lichen.

Dwarf shrubs were everywhere, so my feet were literally sinking in their soft branches.

Also, it was very cold at the summit, that is why we were wearing beanies and hoodies.

After a short walk we drove back the same road down to the Chuysky tract.

Part two. “The Chuysky Tract”

We have made a few stops on our way to Kuray steppe. One of them was a rafting spot called “Hippo”.

Then we had a lunch at a cafe nearby the road. I would say that average lunch cost for two people would be approximately 300 rubles. We ordered lamian, borsch, two course of manti and black tea with lemon. What I have noticed about locals is they never rush. Unlike them, Russians are always stressed and in a hurry. Just in case, just because we can. Even when we are having vacations. These two locals were very calm when they were replacing one of the truck’s tire. Before that, they had a lunch in the cafe and they did express no dissappointment about the problem.

The Northern Chuya Ridge is incredibly beautiful place. I was told by a motorcycle travelers that was the best part of their round the world trip. Unbelievable beautiful.

The main feature of the Chuysky tract is you never see same landscapes. Behind every road turn there is totally different view of another mountain, another steppe, another river bank or standalone pine tree growing on top of the single rock. Seven years ago, when I was riding a motorcycle here for a first time down to Mongolia, I was making stops every 500 meters. Because I was simply overwhelmed by the scale and the beauty of Mountain Altay landscapes.

Very famous Kuray steppe, the Northern Chuya ridge and Maashey glacier. They say, during winter times, temperature in Kuray steppe can plummet down to -60C and even lower! Climate of Kuray steppe is very close to the areas near Arctic pole. And because of that locals receive benefits from the government.

We made a stop in Kosh-Agach to buy a pot, frying pan and steel cups. Kosh-Agach is an administrative center of Kosh-Agach region and it has a population of 9200 with majority of Kazakh people. It seems to me this town has almost no trees, bushes or grass. And as we also noticed, it has absolutely no smell. Surprise.

Part three. “Border zone permit Soloneshnoe”

After visiting Kosh-Agach we drove towards border checkpoint, over passing UAS four-wheel drive cars and other slow vehicles on the way. We had to drive 30 kilometers from Kosh-Agach to border check point. I have to say our car was good both on a highway and off-road. I have never been driving 100 kph on a gravel road before.

What a wonder, there is almost no grass in the steppe. The only plants can survive here are very short and small. Anyway, you can still observe some sheeps and even cows here. No idea what they eat.

During the passport control at the border point we realised how close we were to a failure. It turned out that we had a high chance of being unable to continue our trip. Just keep this in mind – if you left Russia and live overseas, you can face some issues while trying to cross Russia’s border zones without being registered in Russia on a permanent base. I have no idea how, but my friend got everything sorted. Let’s say he is a very charismatic person.

We have seen heaps of unelievably beautiful landscapes on the way to Dhumalinskie springs. Needless to say, road surface was in a relatively good condition for most of the way, but at the end there were bumbs and pot holes.

You can met some local fishermans near small and pure mountain streams. Unfortunately, we didn’t go fishing because of lack of time.

We have seen dozens of gophers, however, I didn’t manage to make any descent pictures of them due to the distance. Always take zoom lens with you. Sincerely yours, Captain Obviousness.




Part four. “Dzhumalinskiy Teplyi Kljuch”

-Warm springs? Are you kidding? I didn’t know there are geothermal springs in Altay! Are they really hot? о_О

Indeed, there are warm but not hot! radon springs with a temperature of 18C throughout the year. They say bathing in these pools has a therapeutic effect for a number of diseases. However, I was quite skeptical. Personally, I truly believe you have to be very desperate in traditional medicine in order to make such a long and exhausting trip to the middle of nowhere for… swimming in radon springs.

Unfortunately, it was a very cold day so, we decided to skip bathing. In addition to that, there was no sauna nearby the springs to warm after bathing.

And as we found out later, when we came back to the civilization with the internet (and hot water!), we shouldn’t have regret the fact we skipped bathing in radon pools. The thing is, health effect of radon is based on alpha radiation which is not really good for your health. And actually, it is considered to be a health hazard due to its radioactivity. In a nutshell, bathing in radon springs, should be assigned only and only if healing effect you get will be a way bigger than the damage you get after being exposed to the radiation, which occurs during the half-life of radon. If you don’t have any health issues, you should think twice before bathing in radon pools. Well, good to know.

Part five. “Teplyi Kljuch Pass”

We spent half an hour driving to the top of this very hard and dangerous pass. At some places there was no road but just heaps of big stones and rocks. For example: UAZ-452 Bukhanka or pan loaf spends 2 hours to get to the top of the pass and drive down.

All the time while we were driving through the pass I had a feeling we were at Putorana plateau. Landscapes we saw remind us those landscapes we have seen in the “Territory” (2014) movie.

Altitude of Teplyi Kljuch Pass highest point is 2920 meters above sea level.

From the other side of the pass you can see Ukok plateau – southern most part of Altay near to the border of Mongolia, China and Kazakhstan.

There was stock of camels, left down in the valley by it’s shepherds for the summer time.

Part six, the final. “Kalgutinsky tungsten-molybdenum mine”

The final destination for today was tungsten-molybdenum mine, based in 1930 and completely abandoned and devastated in 2008.

Guys, you can’t even imagine the size of this place. Your mind is simply crushed by gigantism of the mountains around the mining camp.

After driving through the whole valley, we drove up to the one of the mine entrance.


Near the entrance, there were broken trolley, remains of construction materials, electric wires and steel cables.

Unfortunately, entrance to the mine was completely blocked by ice, so we didn’t manage to move any distance.

After walking some time nearby the debrees, we decided to leave.

It was getting dark, so we had to drive back over the pass back to the border post and further. We arrived in Kosh-Agach late in the night, around 1AM.


To be continued…

  • 3

Stay tuned. Get post excerpts, news and other perks not included in RSS, Feedly or somewhere else.

Join 207 other followers and receive monthly newsletter

Ivan Grigoryev's Blog
Living in New Zealand. Blogging about the country, beautiful places, everyday life.
Do a skydive - halfway completed; get 1400 - still working on; reach 300kph - completed by 96.6%

Другой Горный Алтай, день второй

Утро второго дня началось с небольшой головной боли – быть может, виной всему было шампанское, которое мы открыли с вечера по приезду, может быть меня попросту укачало, или может быть мой организм попросту начал реагировать на перепад высоты не самым лучшим образом. В любом случае в 10 утра я, как и все остальные участники нашей поездки уже подкрепился горячем чаем, был собран и готов к новым открытиям, которые для нас приготовил мой друг – заядлый джипер, рыбак и охотник. Так что я могу с полной уверенностью говорить что нам сказочно повезло и с гидом и с программой мероприятий на всю неделю. На фотографии ниже – река Чуя недалеко от скалы Белый Боом. Холодная, очень быстрая и слегка мутноватая горная речка.



Часть первая. “Undisclosed location”

По плану у нас с устра был подъем на высокую гору возле радарной станции. Место малоизвестное, в какой-то мере труднодоступное и даже секретное. Нас сразу предупредили не делать никаких фотографий ни самой станции, ни ее обороудования. Надеюсь, не стоит объяснять почему. Итак, вещи собраны и погружены в машину, ключи от домика сданы, мы покидаем базу, перезжаем старенький деревянный мост через Чую, и двигаем вверх в сторону высоченного горного перевала.


Что мне решительно нравится в Горном Алтае, так это то, что в большей его части практически отсутствуют мошка, комары, слепни и прочие кровососущие насекомые. Можно спокойно гулять, не нанося репеллента на одежду и прочие открытые участки тела. У кого-нибудь есть логичное объяснение почему?


Классический таежный Горный Алтай. Пихта Сибирская, кедр, заросли смородины, малины и жимолости. Проезжаем через всю долину, и далее вверх через перевал на гору.


Через 25 минут карабкания по крутой горной грунтовой дороге мы наконец на месте. Собственно, наш пепелац. Турбодизель, четыре и две десятых литра на 38й резине. Для всех интересующихся турами по Алтаю на джипе – я обязательно напишу контакты Олега ближе к концу нашей поездки.


Если спуститься в долину, то через два дня пути на джипе с ночевками можно доехать до Курайской степи. Говорят, впечатления будут просто непередаваемые. Как-нибудь обязательно съездим.


Классическая суб-альпийская растительность. Где-то там в далеке пасутся кони. Мы решили проехать немного дальше по дороге, чтобы посмотреть на долину и горы с другой стороны.


Вершина горы была покрыта пушистым ковром из травы и лишайников, характерных для зоны тундры и лесотундры из которой торчали вот такие острые камни.


В отдельных местах лежали нагромождения камней, причем до конца не было понятно, рукотворное ли они или нет.


Просто кусок скалы, покрытый красноватым лишайником.


Карликовые кустарники покрывали землю настолько плотно, что нога буквально проваливалась на 10-15 сантиметров в мягкую подстилку из зеленых веточек и листиков


Да, на перевале было довольно холодно, так что мы предусмотрительно одели толстовки и шапки.


Быстренько пробежавшись по горе и сделав основные кадры мы поехали обратно, той же дорогой в низ до Чуйского тракта


Часть вторая. “Чуйский тракт”

По пути в Курайскую степь свернули в сторону к реке Чуя и посмотрели порог Бегемот, через который сплавляются рафтеры.


На обед заехали в кафе – столовую возле трассы. Средний чек на двоих вышел на уровне 300 рублей.
Заказывали лагман, борщ, две порции мантов 4 и 2шт и 2 чая с лимоном. Что я хочу отметить про горноалтайцев – они, как мне показалось на первый взгляд, никуда не спешат. Мы, русские, всегда куда-то торопимся, постоянно на стрессе и на эмоциях, просто так, на всякий случай. Даже в отпуске. Мужчины на дальнем плане спокойно и не торопливо меняют колесо у Камазовского прицепа, груженого черметом. До этого они так же спокойно зашли в кафе, где отобедали без суеты.


Северо-Чуйский хребет. Просто нереально красиво. По словам мотопутешественников проехавших кругосветку, последние 300 километров по Чуйскому тракту до границы с Монголией являются самой красивой частью всего их кругосветного путешествия. Нереально красиво.


Характерная особенность Чуйского тракта – вы не увидите повторяющихся пейзажей. За каждым изгибом дороги будет открываться совершенно другой вид на другую гору, другую степь, другой изгиб речки, или одинокую елочку растущую на скале. Семь лет назад, когда я впервые прокатился по Чуйскому тракту до Монголии на мотоцикле, я останавливался практически каждые 500 метров – настолько я был впечатлен красотой и размахом пейзажей Горного Алтая.


Знаменитая курайская степь, Северо-Чуйский хребет и ледник Маашей. Говорят, что чемпература в Курайской степи зимой может опускаться вплоть до -60 градусов, сама степь приравнена к районам крайнего севера, а ее жители получают надбавки.


В Кош-Агач мы заехали с тем, чтобы докупить кастрюлю, сковороду и стальные кружки. Кош-Агач – это административный центр одноименного района с населением в 9200 человек, основным населением которого являются казахи. В городе почти нет деревьев, кустарников или травы. И как нам показалось, он лишен абсолютно любых запахов.


Часть третья. “Погранзастава Солонешное”

После Кош-Агач мы поехали в сторону пограничного пропускного пункта, обгоняя по пути уазики и прочие тихоходные транспортные средства. Надо сказать, что наша машина хороша не только на трассе – мне еще ни разу не доводилось ездить по гравийной дороге со скоростью в 100км в час. От Кош-Агач до пограничной заставы нужно ехать около 30 километров.


Поразительно, насколько низкая и скудная растительность в степи. Тем не менее в ней можно увидеть отдельно пасущихся коров и овечек.


На пограничном контроле у нас случился небольшой казус, который теоретически мог поставить крест на продолжении нашей поездки. Просто имейте в виду, что если вы снялись с регистрационного учета в России (т.е вы проживаете за границей и у вас нет никакой прописки), у вас могут быть определенные проблемы при пересечении приграничных зон. Ума не приложу как нашему гиду удалось договориться.


По пути к Джумалинским ключам открывались просто нереальные пейзажи. Надо заметить, что большую часть пути дорога была вполне сносной и только на оставшейся трети начались ухабы и кочки.


Возле небольших и чистых горных речушек можно было постоянно встречать местных рыбаков. Увы, в нашем распоряжении было не так много времени, поэтому порыбачить в верховьях нам не удалось.


Также, при прохождении пограничного контроля нам выдали небольшую брошюрку – напоминание об эпидемии бубонной чумы, и необходимости избегать контактов с сусликами и верблюдами. Суслики попадались довольно часто, но успевали добежать до норы быстрее чем мы подъезжали на более близкое расстояние. Совет: всегда берите с собой телевик.








Часть четвертая. “Теплый ключ или Джумалинские источники”


-Теплые источники? Ты шутишь? В Горном Алтае есть геотермальные источники?!? Они правда горячие? о_О


В Горном Алтае действительно есть теплые (но не горячие!) радоновые источники с круглогодичной температурой 18 градусов цельсия. Говорят, что купание в источниках имеют лечебный эффект по ряду заболеваний, однако я был настроен более чем скептичен, поскольку на мой взгляд, только отчаявшийся в традиционной медицине человек может решиться на столь долгий путь в невесть куда ради купания в радоновых источниках.


Увы, но мы и без того очень сильно намерзлись за день, и поэтому решили пропустить купание источниках. Бани возле источников все равно не было.


И как оказалось по приезду назад в цивилизацию с интернетом и горячей водой, мы не зря пропустили сие удовольствие. Все дело в том, что специфический целительный эффект радоновых источников основан на воздействии альфа-излучения на организм, что не есть хорошо. То есть говоря прямым языком, купание в радоновых источниках назначается только в том случае, когда получаемое полезное действие будет существенно превышать ущерб от воздействия альфа-излучения, возникающего при распаде атомов радона. Здоровому же человеку, на мой взгляд, нужно дважды подумать перед купанием в радоновых источниках.


Часть пятая. “Перевал Теплый ключ”

Очень сложный и достаточно опасный перевал, на который мы взбирались около получаса. В некоторых местах дорога состояла сплошь из больших валунов и камней. Для сравнения: УАЗ буханка тратит два часа на прохождение перевала.


Всю оставшуюся часть пути меня не покидало ощущение что мы все попали на плато Путорана, пейзажи которого были показаны в художественном фильме Территория.


Высота верхней точки перевала 2920 метров над уровнем моря.


С обратной стороны перевала теплый ключ открывается вид на плато Укок – самую южную часть горного Алтая возле границы с Монголией, Китаем и Казахстаном


Там же, внизу от дороги паслось стадо домашних верблюдов, которых пригоняют в долину на лето для выпаса


Часть шестая, заключительная. “Калгутинский вольфрамо-молибденовый рудник”

Конечной целью сегодняшнего дня было посещение вольфрамо-молибденовых рудников, основанных еще в 30х годах прошлого века и полностью заброшенных и разоренных в 2008 году.


Ребята, вы просто не представляете, насколько там все монументально. Горы вокруг рудника просто давят на тебя своими размерами.


Проехав через долину возле горы на джипе, мы поднялись вверх по дороге до входа в одну из шахт




Возле входа в шахту можно было увидеть брошенную вагонетку, остатки кое-каких строй материалов, кабелей и стальных проводов


Увы, но проход в шахту был практически замурован льдом, так что продвинуться дальше у нас не получилось.


Так что побродив какое-то время по развалинам рудника, мы стали собираться обратно.


Уже вечерело, и нам нужно было возвращаться назад через перевал теплый ключ, к пограничной заставе и далее на ночлег в Кош-Агач, в который мы приехали уже по темноте, практически в 1м часу ночи.




Продолжение следует…


Удобный способ не пропустить новое в блоге. Подписывайтесь по Email, RSS или куда более модный Feedly!

На ежемесячную email рассылку подписаны 133 человек

МотоФотоПрограммист

Люблю писать разные статейки, интересные и не очень.

Иногда получаю за это бабло, разные призовые кубки и прочие ништяки.

Прыгнуть с парашютом - осуществил на 50%; приобрести 1400 - работаю над этим; осилить 300км/ч - осилил на 96.6%